— Что представляет из себя профессия UX-писателя?
— UX-писатель создает полезные тексты и сопровождает пользователя по странице. Если взять дизайн какой-либо страницы и убрать весь текст, сразу станет очевидно, что без него дизайн интуитивно не будет работать. Главная задача UX-текста — быть полезным и наиболее четко передать то, чего ожидает пользователь.
— Какую роль играет UX-писатель в процессе разработки продукта?
— Одну из ключевых, на самом деле. К примеру, получает писатель задачу от продакт-менеджера: нужно написать тексты после того, как будет готов дизайн страницы и отдел маркетинга выдвинет требования к текстовому заполнению. И вместо того, чтобы ждать, писатель, который долго работает внутри продукта, может с легкостью проработать весь контент заранее: поищет референсы, продумает различные варианты, со всеми договорится, кого надо побеспокоит, определит структуру предполагаемой страницы, напишет все тексты, переведет их и обсудит с коллегами. А еще есть писатели, которые проводят исследования: они изучат целевую аудиторию, выдвинут гипотезы на проверку, проведут исследования текстов и целых сценариев, а потом сами проанализируют результаты и сделают выводы. Это очень хороший навык.
— Как ты начал свою карьеру UX-писателя?
— Я попал в UX-писательство, когда оно только зарождалось в России. Никто не знал, кто такой UX-писатель и чем он занимается. Сначала я делал простые задачи на редактуру текстов и переводы. Позже я начал писать контент и структуру для целых страниц, делать инструкции (техническую документацию), вести гайдлайны для других писателей и еще много всего другого.
— Каким образом ты изучаешь нужды и привычки целевой аудитории для создания более эффективного контента?
— Если это реализованный продукт, мы получаем фидбек от пользователей и сразу работаем над улучшениями. Если продукт новый, то проводим исследование, заранее определив проверяемую гипотезу. Если она сработала, будет нам счастье. А если нет, то падает конверсия. Нужно начинать сначала.
— Какие трудности можно выделить при создании текстов для технологически сложного продукта?
— Не всегда можно очеловечить технически сложный текст. Поэтому мы делим контент на два типа: для новичков и продвинутых. Стараемся всегда писать для первых, но иногда контекст требует определенного знания от пользователя. К примеру, наши продуктовые инструкции — там мы рассказываем про услуги и функционал личного кабинета. В дружественной и доступной форме описываем возможности, показываем на скриншотах, приводим сценарии использования. Звучит просто, но в то же время есть такой функционал, который никак не описать простыми словами, он исторически так закрепился и как раз рассчитан на более продвинутых ребят.
— Какие есть нюансы создания UX-контента на разных языках?
— Когда твоим продуктом пользуются по всему миру — тебе нужно писать для глобальной аудитории. Это уже совсем другой тон, другая редполитика и иногда другая обертка продукта. Есть много нюансов: гендерная нейтральность, чувства верующих, цветовые сочетания, формулировки и прочее. Для каждого языка тексты приходится тщательно адаптировать.
— Как ты оцениваешь эффективность своей работы и какие метрики используешь для измерения успеха контента?
— Я думаю, что эффективность у нас можно оценить двумя вещами — это конверсия и обращения в поддержку. Конверсия показывает, сколько человек интересовались продуктом и нажали на кнопку, которая ведет к покупке. Что касается второго — если пользователи меньше обращаются в поддержку с вопросами по функционалу, подключению или настройкам, значит, мы верно сформулировали информацию о продукте, и ее было достаточно.
— Есть пример оптимизации текста до работы UX-писателя и после?
— Для сравнения могу привести недавние улучшения, которые произошли со страницей «О компании».
Задача стояла такая — сделать полезный контент. Совместно с ребятами из команды маркетинга и SEO мы принялись за работу. Сначала поискали референсы успешных страниц, примерно обрисовали структуру блоков, написали немного контента. Когда уже появился дизайн на основе ТЗ, еще раз все коллективно обсудили и внесли финальные правки. В итоге невзрачная пелена текста превратилась в хорошо проработанную визитную карточку компании.
— Какие навыки и знания необходимы для успешной карьеры в UX-писательстве?
— Если коротко: хороший писатель разбирается в своем продукте. Он умеет работать и договариваться с другими людьми, может защитить свое решение, владеет несколькими языками и знает, как эффективно донести преимущества продукта пользователю.
— Какие советы можешь дать начинающим UX-писателям для развития своих навыков и карьерного роста?
— Больше практиковаться. Например, можно переделать контент какой-нибудь компании в интернете. Делать не только свою работу. Можно параллельно углубиться в аналитику или исследования, или вообще получить базовые навыки дизайнера. Будут крутые связки: UX-писатель, который еще и исследователь, и UX-писатель, который хорошо понимает дизайн. Считаю, такое комбо делает человека супергибким специалистом.